Шайба увеличенная DIN 9021
Шайбы относятся к тому типу метрического крепежа, который самостоятельно не выступает. Более того, шайбы вовсе не имеют резьбы, в отличии от гаек, которые также являются вспомогательными крепежными изделиями.
Однако назначение шайб очень существенно. Нельзя заменить другим крепежным элементом шайбу, разве что куском тонкого металлического листа. Впрочем, это также будет имитацией шайбы.
Увеличенная, кузовная или плоская шайба?
Din 9021 наиболее применяемая в строительстве шайба.
Исторически за ней было закреплено наименование кузовная, так как разработана и введена в обиход для автостроительной промышленности. Как известно, определенные стальные элементы, которые используются для конструкций авто, относятся к тонколистным. Любое чрезмерное воздействие на материал может повлечь деформацию. Поэтому при соединении элементов использовалась шайба увеличенная. Например, при сборке кузова, откуда и наименование. В настоящее время сварка заменила все возможные болтовые соединения в кузовной сборке, но преимущества усиленного плоского крепежного изделия распространили на применение в других областях.
Конструкция и маркировка плоской шайбы DIN 9021
Если классический плоский метиз, идущий в немецком реестре стандартизации под номером 125, имеет внешний диаметр чуть больше головки болта или применяемой гайки, то усиленная шайба характеризуется увеличенными размерами.
Геометрические характеристики включают в себя внутренний и внешний диаметры, а также толщину изделия. Маркировка производится по метрическому диаметру крепежного изделия, с которым применяется шайба плоская: … М8 … М10 … М12 … По стандарту DIN 9021 размерный ряд варьируется от номинального диаметра резьбы 2,5 мм до 36 мм; по ГОСТу 6958-78 — от 1,0 мм до 48,0 мм.
Прежде чем купить шайбу увеличенную или стандартную, определитесь с техническими характеристиками, которые подойдут в Вашем проекте. Сравнение диаметров и толщин шайб din 9021 и din 125 для основных номинальных величин резьбы приведены в конце статьи.
Основные характеристики кузовной шайбы
Метрические крепежные изделия разделяют по классу точности и классу прочности. В зависимости от материала изготовления крепеж применяют, беря в учет область применения, среду эксплуатации, особенности воздействия нагрузок.
Материал изготовления
Шайбы производят с покрытием и без него. Материал, который используют для шайбы DIN 9021 — углеродистая сталь 20. Также применяют нержавеющую сталь А2 и А4, обладающая кислотоупорными свойствами. На рынке метизной продукции кузовные шайбы практически все азиатского производства. Дружковский и Орловский метизные заводы являются производителями аналога din 9021 - шайбы плоской ГОСТ 6958 и специализируются на выпуск особо прочных изделий.
Класс точности
Различают два класса точности: А и С. Это указано и в немецком стандарте, и в отечественном. Для каждого из них есть свои допуски по отклонениям в геометрических параметрах (0,1 мм и 0,2 мм к внутреннему диаметру шайбы); присутствие шероховатости поверхности изделия (для класса точности А не более 3,2 мкм); расхождение по форме относительно центра изделия, его толщины или угла фаски. Полную информацию можно взять в первоисточниках, которые распространяются на шайбы плоские увеличенные — ГОСТ 6958-78 «Шайбы увеличенные. Классы точности А и С. Технические условия» и ГОСТ 18123-82 «Шайбы. Общие технические условия».
Класс прочности
Для указания класса прочности плоская шайба используется такая величина как твердость по Виккеру.
Если для болтов различают градацию класса прочности «4.6; 5.6; 8.8; 10.9; 12.9», для гаек - «5; 6; 8; 10; 12», то для шайб - «Сталь; Закаленная сталь; Прокаливаемая сталь». Именно твердостью материала определяется класс прочности изделия, так как шайба кузовная несет нагрузку на срез, кручение и сжатие. Приведенные ниже таблицы показывают, какой предел прочности имеют шайбы относительно класса точности и условного класса прочности.
Применение шайбы увеличенной din 9021
Целесообразно покупать дин 9021, когда работа ведется с материалами, которые можно охарактеризовать как:
- тонколистные,
- мягкие,
- хрупкие.
Во всех перечисленных случаях важно распределить нагрузку от сжатия и кручения на увеличенную площадь, нежели сопрягаемая поверхность от головки болта или гайки. Элементы из тонколистной стали можно повредить, даже фиксируя вручную болтовое соединение — они будут продавливаться и тем самым деформироваться.
Аналогичная проблема при работе с мягкими материалами - все виды древесины. Если нет задачи сделать болт-потай, то применяют шайбу увеличенную.
К хрупким материалам следует отнести пластиковые элементы, которые непременно дадут трещину, если не распределить применяемую при затяжке нагрузку.
Самыми большими потребителями шайбы являются компании по установке инженерных систем (шайба din 9021 М8 и М10); шкафов электротехнических (также используют от М6 до М12 и многие другие); деревянных конструкций.
Технические характеристики увеличенной шайбы:
Стандарт DIN |
Номинальный диаметр резьбы |
d max внутренний диаметр, мм |
D max номин. внешний диаметр, мм |
S толщина, мм | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
номинал. | max | min | |||||
DIN 125 | M 5 | 5,48 | 9,64 | 1 | 1,1 | 0,9 | |
DIN 9021 | 15,0 | 1,2 | 1,4 | 1,0 | |||
DIN 125 | M 6 | 6,62 | 11,57 | 1,6 | 1,8 | 1,4 | |
DIN 9021 | 18,0 | 1,6 | 1,8 | 1,4 | |||
DIN 125 | M 8 | 8,62 | 15,57 | 1,6 | 1,8 | 1,4 | |
DIN 9021 | 24,0 | 2,0 | 2,2 | 1,8 | |||
DIN 125 | M 10 | 10,77 | 19,48 |
2,0 |
2,2 | 1,8 | |
DIN 9021 | 30,0 | 2,5 | 2,7 | 2,3 | |||
DIN 125 | M 12 | 13,27 | 23,48 | 2,5 | 2,7 | 2,3 | |
DIN 9021 | 37,0 | 3,0 | 3,3 | 2,7 | |||
DIN 125 | M 14 | 15,27 | 27,48 |
2,5 |
2,7 | 2,3 | |
DIN 9021 | 44,0 | 3,0 | 3,3 | 2,7 | |||
DIN 125 | M 16 | 17,27 | 29,48 |
3,0 |
3,3 | 2,7 | |
DIN 9021 | 50,0 | 3,0 | 3,3 | 2,7 |
Ничего не найдено