Блоки такелажные
Такелажные блоки известны издревле. Еще за много столетий до того, как их отнесли к данной категории, устройства для поднятия и перемещения грузов. Применялись мореходами и строителями.
Конструкция блока
Сравнивая конструкции блоков древних деревянных и современных металлических, приходим к выводу, что приспособление хорошо продумано и не требует усовершенствования.
- Корпус — достаточно прочный элемент, который может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Наибольшее распространение получили металлические изделия. В конструкцию входит подвес, как единая часть или через вертлюг.
- Нагель — ось внутри корпуса блока.
- Шкив — ролик (диск), также может быть изготовлен из дерева, металла или пластика, по которому проходит трос, канат, цепь. Шкив вращается вокруг свой оси. В конструкцию может входить один или более дисков. В шкиве имеется углубление, называемое кипом.
- Щека — поверхность перегородки (одной или более) между роликами, которая отделяет их, не позволяя происходить постоянному взаимодействию — трению между собой. Благодаря этому элементу соседние шкивы могут вращаться в противоположные стороны.
- Вертлюг — приспособление, которое выступает и как самостоятельное устройство. Применение вертлюга на блоке необходимо, где есть нежелательное перекручивание каната или требование по изменению направления в процессе эксплуатации.
Разнообразие блоков
В ассортименте ГОСКРЕП есть как блоки с вертлюгом, так и без, одно- и двухшкивные, с металлическим и пластиковым шкивом. Это наиболее используемые варианты такелажа. Если Вам требуется более специфические приспособления, Вы всегда можете обратиться к менеджерам компании и сделать заказ.
Как правильно подобрать трос к блоку
Блоки такелажные не предназначены для грузоподъемных работ. Ниже приведена таблица, где указана максимальная (предельная) прочность приспособления.
Размер в дюймах |
Размер в мм |
Диаметр троса,мм |
Внутренний диаметр вертлюга A, мм |
Диаметр вертлюга D, мм |
Высота блока L, мм |
Предел прочности, тн |
1/2" | 15 | 5 | 10 | 15 | 50 | 0,55 |
3/4" | 20 | 6 | 11 | 20 | 60 | 0,60 |
1" | 25 | 7 | 12 | 25 | 70 | 0,80 |
1-1/4" | 30 | 8 | 13 | 30 | 80 | 0,90 |
1-1/2" | 40 | 9 | 14 | 40 | 93 | 1,10 |
2" | 50 | 12 | 16 | 50 | 113 | 1,20 |
Как видно из таблицы, самый большой диаметр диска рассчитан на работу с конструкциями массой не более 1,2 тонн.
В прошлом блоки изготовляли из дерева, а веревки были растительного происхождения: например, пеньковые канаты.
Сейчас же им на смену пришли более прочные и износоустойчивые изделия. Синтетические веревки и канаты используют в такелажных блоках с пластиковым шкивом; металлические тросы — с металлическим шкивом.
Диаметр троса также лучше подбирать, исходя из данных в таблице, где уже рассчитанным путем определено оптимальное соотношение толщины веревки и глубины кипа в шкиве.
Общее применение
Главная задача блоков, как и всего такелажа, увеличение производительности работы. Использование такелажных блоков осуществляют:
- подъем груза на определенную высоту в пределах допустимой прочности
- перемещение груза
- изменение направления, разворот конструкции
- фиксацию, удержание в определенном положении ввиду внешних воздействий
- снижение трения при особенностях конструкций
- увеличение силы (рычага) в грузоподъемном оборудовании.
На практике блоки встречаются в судовом такелаже, строительных работах и быту. В первых случаях они являются элементами системы (сложной или не очень) для обеспечения эффективной работы или выступают самостоятельно; в быту — блоки небольшого размера также способны облегчить ручной труд. Самым простым примером может служить то, как организована доставка небольших грузов на высоту: ведер краски с этажа на этаж, поддонов со строительным материалом и многое другое.
Ничего не найдено